Уже почти два месяца прошло после тех дней в апреле, когда лифтовики страны провели свой очередной Всероссийский съезд, который подтвердил намерение государства обратить внимание на проблемы лифтового хозяйства. Повестка дня Съезда — 2024 получилась самой широкой и конкретной за все последние годы, и такому сценарию было свое объяснение. Это и кадры, и средства на ремонты, замену оборудования, скопившиеся юридические вопросы, затрагивающие собственников оборудования, управляющие компании и владельцев вертикального транспорта в целом. А это не только лифты. Это эскалаторы, подъемные площадки для инвалидов, грузовые платформы. Другими словами ,все то ,что обеспечивает современному человеку стремление вверх. При этом, главным в профессиональном разговоре специалистов лифтового комплекса стало обсуждение кадровой политики. Именно квалифицированные кадры и их потенциал помогают сегодня удержать промышленность и жилищное хозяйство от реалий технического «лифтопада». И, кроме как лифтопадом, нельзя по другому назвать уже сложившиеся тенденции в отрасли. Пример, который привели на Съезде, как уже поставленную задачу со стороны Правительства, — это замена до 1 февраля 2025 года более 100 000 лифтов, состояние которых сегодня не соответствует ни времени, ни принятым стандартам, и само их техническое состояние угрожает как здоровью и безопасности пассажиров, так и перевозимым грузам. Представлять и возглавлять делегатов Съезда от Смоленской, Брянской и Орловской областей было доверено директору Центра оценки квалификации (ЦОК) специалистов лифтового комплекса «Профстандарт» Кривко Сергею Ростиславовичу, который проинформировал лифтовую общественность о принятых на Съезде решениях.

     — Сразу отмечу , что кроме делегатов, участие в работе Съезда принимали приглашенные высокопрофессиональные специалисты из большинства смежных отраслей, представители органов государственной власти, Министерств и ведомств, депутаты Государственной Думы и ответственные лица Правительства. Это было очень важно, так желание организаторов Съезда как раз и заключалось в том, чтобы нас услышали! Ведь распад Советского Союза очень сильно ударил по лифтовому хозяйству. Производители оборудования потеряли экономические связи и взаимодействие, прервалось обеспечение запчастями, прекратились обучение и профподготовка лифтового персонала. В стране на сегодня практически нигде не готовят специалистов лифтовиков. Диспетчерами, инженерами, наладчиками, организаторами эксплуатации и обслуживания зачастую работают люди случайные ,принимаемые на работу по причине тотального дефицита кадров. К чему это уже приводит, мы все хорошо знаем. Особенно сложная обстановка в социальной сфере регионов . В больницах, вузах, школах, домах-интернатах, протезных предприятиях роль лифтового специалиста нередко исполняют пенсионеры, санитарки и другие люди, далекие от профессионального погружения в техническое обслуживание сложнейших механизмов лифтов. Итог известен -много раз цитируемый на Съезде «лифтопад». Спасает нашу ежедневную действительность от катастрофы принятая система независимой оценки квалификаций, проводить которую могут только специализированные ЦОКи, получившие аттестацию по линии Советов профессиональной квалификации (СПК) и Национального агентства развития квалификаций (НАРК).Именно этой системе и результатам деятельности ЦОКов был полностью посвящен первый день работы Съезда. Мы хорошо представляем сложившуюся ситуацию в отрасли, наш ЦОК «Профстандарт» проводит независимую оценку на экзаменационных площадках Смоленска, Брянска. В ближайшее время аттестуем площадку в городе Орле. При этом, в случае необходимости, можем принимать на своих мощностях лифтовых специалистов из любого региона страны. Поэтому, зная обстановку в кадровом обеспечении на современном этапе, полностью поддерживаем повестку дня и поднятые на Съезде вопросы. Уже сказано,что надо к февралю 2025 года заменить сто тысяч лифтов. Кто это будет делать, если сейчас нет квалифицированных сотрудников на действующих объектах ? Еще раз напомню, что лифт на самом деле является сложнейшим техническим устройством. Замена или установка лифта по разным регионам стоит от 4 до 5 миллионов рублей. и установить их должны профессионалы, квалифицированные кадры. Думаю, никто не хочет стать жертвой происшествия , угодив в «лифтопад». Как заходить в лифт или эскалатор стоимостью 5 миллионов, зная, что это усторойство монтировала бригада нанятых случайных работников, или гастарбайтеров? Выход один -допускать к работам людей, прошедших оценку квалификации, требовать при сдаче объекта документы о независимой оценке, и не принимать лифт в эксплуатацию, если хоть у одного рабочего не было такого свидетельства. Ведь им может оказаться именно тот, кто монтировал тормозную систему лифта. Это должно стать аксиомой, особенно в социальной сфере. 

  Большую роль в защите наших жизней и имущества должны стать сотрудники Ростехнадзора, ведь с 1 сентября 2024 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1744  именно им даются все рычаги по исполнению норм законодательства в лифтовом хозяйстве, и без их контроля управлять лифтом или эскалатором не должен никто. В данном Постановлении, как и в принятых недавно Федеральных законах, особенно ФЗ548 от 19.12.2022 г, государство вводит самые жесткие санкции за грубые нарушения при эксплуатации вертикального транспорта, вплоть до остановки предприятия и дисквалификации руководства. Россия будет промышленно развитой с высокотехнологичной социальной сферой страной, если сохранит «позвоночник» экономики -лифты и квалифицированные кадры, которые смогут их профессионально обслуживать.

С уважением,
Кривко С. Р.

Недавние публикации